Компьютер – это давно уже не просто печатная машинка, а универсальное средство для просмотра, редактирования и создания аудио- и видеофайлов. Один только компьютер может заменить собой различные технические средства (магнитофон, видеопроигрыватель и др.).
Но почему то, эти возможности не используются учителями-дефектологами в полной мере. Отчасти это связано с недостаточным материально-техническим оснащением кабинетов, но те педагоги, которые имеют возможность работать на компьютере, не освоили даже малой части тех ресурсов, которые могли бы сделать занятия не только интересными, но и более эффективными, что так важно при работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. Если вы не смогли самостоятельно освоить какую-либо программу, то следует попробовать найти методическое руководство или видеоурок по интересующему вопросу в интернете с помощью поисковой системы Google или Yandex (например, видеоуроки по редактированию изображений в программе Photoshop находятся по адресу: www.arttutorials.ru).Какие же аудио- и видеозаписи можно было бы использовать в работе с детьми, имеющими нарушения речи? Перечень таких материалов содержится в приложении к данной статье. Многое из перечисленного находится в свободном доступе в сети Интернет. Предлагаемые видеозаписи особенно успешно можно использовать в качестве консультации для родителей. Большую часть записей можно довольно легко найти, все они качественные. Помимо этого в журнале «Логопед» (2009, №7) опубликована интересная статья «Использование средств мультипликации в преодолении ОНР». Там приводится таблица, где по каждой лексической теме подобраны мультфильмы, что также можно рекомендовать родителям для совместного просмотра с детьми, с целью закрепления пройденного материала. Некоторые фильмы построены так, что ребенок, находясь около телевизора, должен повторять какие-то действия или что-то проговаривать. Такую структуру имеют многие детские передачи.
Что касается аудиозаписей, то, наверное, логопедам интересны в первую очередь песни, которые могли бы исполнять дети (подойдут не только «минусы», но и записи со словами), музыкальное сопровождение к различным играм (например, пальчиковым или физминуткам), а также записи шумов, для развития слухового восприятия. При этом нужно помнить, что существуют широко известные компьютерные программы позволяющие редактировать аудиозаписи (например, “Nero StartSmart”). Так при желании Вы можете взять из любой композиции тот фрагмент, который нужен для занятия. Часто аудиозаписи используются с целью облегчить запоминание какого-либо программного материала.
Не секрет, что компьютерные игры представляют наибольший интерес для детей дошкольного возраста, многие педагоги стали использовать обучающие программы в своей работе. Специализированные компьютерные программы, к сожалению, дорого стоят и малодоступны. Тем не менее, в продаже имеется небольшое количество программ, в которых можно найти качественное изображение, адекватный подбор речевого материала, но специалист будет ограничен в выборе упражнений.
Очень удобными для проведения занятий оказались презентации, которые представляют собой своеобразную альтернативу компьютерным играм. Любой педагог, овладев инструментами программы Power Point, может создать такую игру. К тому же очень большой выбор уже изготовленных презентаций имеется в интернете. Многих логопедов заинтересуют презентации представленные на сайтах: «Волчки» (http://volchki.ru/logoped), «Детские электронные презентации и клипы» (http://viki.rdf.ru/cat/rasvitie_rechi).
Даже если нет возможности проводить занятия с помощью компьютера и проектора, всегда можно предложить родителям посмотреть видеозапись, презентацию, послушать аудиозапись вместе с ребенком. Родителей, которые не только имеют компьютер (их 80%), но и подключение к интернету (50%), можно привлечь к переписке по электронной почте, обмену фотоматериалами, поиску и изготовлению развивающих пособий. В электронном виде удобно передавать необходимый для автоматизации речевой материал, вместо переписывания слов от руки, использования всевозможных карточек. С этой целью удобно использовать электронную почту или копирование файлов на CD-диск или флешку.
Наверное, не нужно говорить, что сеть Интернет – это не только источник различной информации, но и средство общения с коллегами, проживающими в различных уголках нашей страны. Возможность получить консультацию коллег, а также обменяться файлами предоставляют такие сайты как «Логобург» (http://www.logoburg.com), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru), «Логопед Мастер» (http://logopedmaster.ru), «Педагогическая библиотека» (www.pedlib.ru).
С помощью интернета каждый учитель-логопед может повысить свою квалификацию, поучаствовать в профессиональных конкурсах, поделиться опытом работы, методических находками, а значит, пополнить свою медиатеку. Многие сайты предоставляют возможность публикации авторских материалов. Такими сайтами являются методический центр «НУМИ» (http://www.numi.ru), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru), фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru), «Педагогическая газета» (http://pedgazeta.ru), «Педагогический мир» (http://pedmir.ru).
Социальные сети позволяют создавать почтовые ящики, в том числе анонимные, бесплатно хранить наиболее ценные файлы в интернете (например, на случай поломки компьютера), проводить всевозможные опросы с автоматической обработкой голосов, самостоятельно создавать блоги, сайты и даже получать некоторый доход от публикации своих материалов (например, регистрация на сайте http://www.google.ru/ в разделе «Gmail»).
Надеюсь, что приведенные рекомендации, буду полезны практикующим логопедам в освоении компьютерных технологий.
Список литературы
1. Гуськова А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР // Логопед, 2009, № 7. - С. 27- 34.
2. Дробязко Т.В. Обогащение словаря школьников с ЗПР: ресурсы информационно-коммуникационных технологий // Логопед, 2010, № 6. - С. 105- 114.
3. Мезенцева М. Логопедия в картинках (+ СD-ROM). – М., 2011. – 192с.
4. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб, 2009. – 64с.
5. Пархомчук Г. С. Домашний логопед: Говорим, читаем и пишем правильно. – М., 2008. – 208с.
6. Скворцова И.В. Логопедические игры + CD. Для детей 4 – 6 лет. – М., 2007. – 208с.
7. Тихонова Е.С., Селиванова М.Е. Музыкально-логопедические рифмовки как средство формирования лексико-грамматического строя речи //Обучение и воспитание детей с нарушениями развития, 2011, № 1.
8. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2010. – 368с.
Приложение
Фонотека
1. Артикуляционная гимнастика под музыку /Сост. И.А. Матыкина. - 2010.
2. Голоса птиц и зверей. - 2003.
3. Детские песенки. - 2004.
4. Детские песенки для автоматизации звуков /Сост. И.А. Матыкина. - 2009.
5. Железнов С., Железнова Е. Музыка с мамой. Азбука-потешка. - 2005.
6. Железнова Е. Веселая логоритмика. - 2006.
7. Железнов С., Железнова Е. Рельсы-рельсы… Игровой массаж для детей. – 2007.
8. Зайцев Н. Музыкальное сопровождение к учебному пособию. - 2004.
9. Звуки, голоса и шуму окружающего мира «Музыка, театр, дети». - 2005.
10. Звуки, голоса и шуму окружающего мира «Природа, птицы, животные, деревня». - 2005.
11. Звуки, голоса и шумы окружающего мира «Транспорт, боевые действия». - 2005.
12. Манушкина Н. Секреты русского языка. 1 класс. - 2006.
13. Овчинникова Т. Логопедические распевки. - 2007.
14. Песенки-загадки для малышей.
15. Путешествие по звукам: музыкальные инструменты.
16. Скворцова И.В. Трудные звуки. - 2007.
17. Тютюнникова Т. Из чего родилась музыка? – 2008.
18. Шмаков Е. Азбука (33 песни для детей о буквах алфавита + минусовки к ним). - 2004.
Видеотека: обучающие фильмы для родителей и педагогов
1. Грабенко Т.Домашний логопед, 2005 (AVI, 40 мин.).
2. Ермолина О. Домашний логопед. Часть 1, 2000 (DVD, 83 мин.).
3. Зайцев Н.А. Обучению чтению, 2008 (AVI, 158 мин.).
4. Логоритмика для детей с синдромом Дауна, 2008 (DVD, 90 мин.).
5. Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада, 2008 (DVD, 46 мин.).
6. Пальчиковая гимнастика, 2005 (mp4, 35 мин.).
7. Пархомчук Г. С. Домашний логопед: Говорим, читаем и пишем правильно, 2008 (DVD, 71 мин.).
8. Пятибратова Н. Как помочь малышу красиво говорить: Развиваем и исправляем речь малыша 4-6 лет (AVI, 64 мин.).
9. Пятибратова Н. Как разговорить молчуна? 2008 (AVI, 49 мин.).
10. Пятибратова Н. Учим читать и писать, 2009 (AVI, 56 мин.).
11. Терегулова Ю. «Пальчиковая гимнастика для детей 3-5 лет», 2009 (AVI, 79 мин.).
12. Терегулова Ю. «Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет», 2009 (AVI, 74 мин.).
13. Томилина С. Заикание у ребенка. Что делать? 2009 (DVD, 88 мин.).
14. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой , 2006 (AVI, 87 мин.).
Компьютерные программы
по развитию речи и высших психических функций
1. Аствацатуров Г.О., Шевченко Л.Е. Развитие речи. Учимся говорить правильно. - 2002.
2. Баба-Яга учится читать. - 2003.
3. Домашний логопед. Практический курс. - 2008.
4. Лизунова Л.Р., Репина З.А. Игры для тигры. - 2003.
5. Логопед. Альбом по автоматизации звуков. - 2007.
6. Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных Звуков.-2011.
7. Мезенцева М. Логопедия в картинках (диск с программой является приложением к книге). – 2011.
8. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение: Мир звуков. - 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий