Поиск по этому блогу

27 июля 2011

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста


У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.
А.С. Макаренко



ВВЕДЕНИЕ

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Игры делятся на подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические. Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий. Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам.

Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.
В методической копилке каждого педагога имеются интересные сюжеты занятий. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых конспектов занятий и игровых приемов.
С грустью приходится констатировать тот факт, что те дидактические игры, которые имеются в продаже, зачастую содержат значительное количество ошибок или не отвечают гигиеническим требованиям, поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры, отдавая предпочтение многофункциональным, как правило, не имея  достаточных материальных и технических средств для воплощения своих идей.
Цель, которая ставилась при написании теоретической части портфолио следующая: обобщение имеющегося опыта по использованию игр и игровых приемов в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения.

1.       Исходя из вышесказанного, определены задачи:
2.       Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе.
3. Модифицировать общеизвестные игры для работы по коррекции над звукопроизношением.
4.    Описать систему работы по коррекции звукопроизношения с применением игр и игровых приемов;
5.       Отобрать наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогами и родителями по ознакомлению с игровыми приемами работы.
6.  Сформулировать методические рекомендации по изготовлению и применению дидактических игр.
Описанный опыт по использованию игровых приемов на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов и с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения.


ГЛАВА 1. Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми

Проявляя тонкую психологическую проницательность, К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников. [44]
Известно, что поведение детей с речевыми нарушениями в игре характеризуется рядом особенностей. По наблюдениям Г.В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.
Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.
У заикающихся детей наблюдается робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушениями речи. Знание особенностей  игровой деятельности детей с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.


ГЛАВА 2. Разнообразие игр и игровых приемов в устранении нарушений звукопроизношения у дошкольников

2.1 Характеристика различных видов игр

В словаре-справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого детская игра определяется как один из основных видов деятельности и важнейшее средство физического, умственного и нравственного воспитания детей, особенно младшего возраста; особая форма отношения ребенка к окружающей действительности. [46]
Разновидности игровой деятельности:
- манипулятивная — первоначальная форма игры с пред­метом, возникающая на основе связи ребенка с ухажи­вающим за ним взрослым;
- предметная — овладение ребенком различными спосо­бами употребления окружающих предметов;
- ролевая — совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.) в специ­ально создаваемых ими сюжетных условиях;
- подвижная или спортивная — проводится обычно в виде соревнования участников и характеризуется большим раз­нообразием движений, выполняемых в различных соче­таниях, высокой интенсивностью мышечной деятель­ности, непрерывно меняющимися условиями, требую­щими от участников инициативы и находчивости при решении возникающих задач, коллективными действи­ями, подчиненными общим интересам команды, высо­кой эмоциональностью;
- символическая — воспроизведение ребенком реальности в виде символов, знаков, выполнение действий в абст­рактной, символической форме;
- сюжетная — воспроизведение ребенком сюжетов из ре­альной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.;
- умственная (разновидность — дидактическая) — содер­жание, методика и правила разрабатываются педагога­ми для развития познавательной активности детей;
- компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые) компьютерные игры расширяют кругозор уча­щихся, стимулируют их познавательный интерес, фор­мируют различные умения и навыки (игровые трена­жеры), способствуют психофизическому развитию. Од­нако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.
Особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. [46] Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), познавательной деятельности (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные),  игровому материалу (см. таблицу 1). В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т.д.
Таблица 1
Дидактические игры

по содержанию
по дидактическому материалу
по характеру игровых действий
по познавательному интересу
математические
словесные
игры-путешествия
интеллектуальные
сенсорные
настольно-печатные
игры-предположения
эмоциональные
речевые
с предметами и игрушками
игры-поручения
регулятивные
музыкальные

игры-загадки
творческие
природоведческие

игры-беседы
социальные
для ознакомления с окружающим




Как видно из таблицы речевые игры рассматриваются исключительно как дидактические. Логопеды-практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те (в том числе подвижные), которые можно использовать с целью развития различных сторон речи. Далее подробно рассказывается о том, как можно использовать подвижные, сюжетно-ролевые, компьютерные и другие игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2.2 Система авторских игр, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей

Учитель-логопед дошкольного учреждения, не имеющего в своем составе специализированных групп,  в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФНР, ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии).  Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.
Стараясь решить эту задачу, пришла к выводу о том, что проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, будет способствовать развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т.д.), внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.
Игры для работы не столько приобретались, сколько специально изготавливались. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований. Многие из изготовленных игр являются известными, но их «изюминка» заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей детей, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров.
1. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ход игры. Логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.
2. Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слогов, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Ход игры. Логопед кладет перед ребенком карточку с изображением узора, который нужно сложить. А затем предлагает ребенку повторить цепочку слогов. Если ребенок правильно воспроизвел цепочку, то получает одну геометрическую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не получит всех деталей, чтобы можно было собрать картинку.
3. Игра «Разрезные картинки»
Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.
Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.
4. Игра «Найди пару»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.
В методической литературе найдено немало интересных и многофункциональных игр, например: «Логокуб» (см. рисунок 1), «Карточка-проверялочка», «Что можно сделать за одну минуту?», «Поймай рыбку» (см. рисунок 2) , «Шумящие коробочки», «Замочная скважина».
1. Игра «Логокуб»
Цель: развитие артикуляционной моторики
Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений.
Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.

2. Игра «Карточка-проверялочка»
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах, развитие оптико-пространственного анализа и синтеза, фонематического восприятия, мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, самоконтроля.
Материал: таблицы 4х4 клетки с картинками и карточка-проверялочка (таблица 4х4, где в трех из четырех клеток в каждой строке сделаны прорези).
Вариант 1. Ребенок называет картинки, расположенные в одной строчке, определяет лишнее слово, зачеркивает его маркером, объясняет свой выбор. Затем по инструкции логопеда: «Положи карточку так, чтобы верхний правый угол оказался желтым (Карточка для автоматизации звука [Р])», кладет карточку и проверяет себя.
Вариант 2. Можно предложить ребенку назвать по памяти те картинки, которые он зачеркнул.
Вариант 3. «Фишкодвижение» ребенок передвигает фишку по инструкции логопеда, каждый раз называет картинку, на которой оказалась фишка. После нескольких ходов логопед просит рассказать по порядку весь путь.
Вариант 4. То же, но используются те карты, где подобраны картинки на смешиваемые звуки.
3. «Что можно сделать за одну минуту»
Цель: автоматизация поставленных звуков во фразе,  формирование представлений о длительности времени на основе наблюдений детей за действиями других людей
Ход игры. Ребенку предлагается отобрать картинки, изображенные действия на которых, можно выполнить за одну минуту и объяснить свой выбор. Логопед или ребенок контролирует правильность выбора, а также звукопроизношения.
4. Игра «Поймай рыбку»
Цель: автоматизация звуков на материале слов, фраз, развитие зрительного восприятия, закреплять знание обобщающих понятий, основных и оттеночных цветов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Вариант 1. В коробку кладутся фигурки тех предметов, в названии которых есть необходимый звук. Ребенок ловит рыбку, говорит, на кого она похожа. Когда все рыбки будут пойманы, нужно отобрать те, которые можно назвать одним словом.
Вариант 2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно отдифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).
Вариант 3.После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».

5. Игра «Шумящие коробочки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры. К каждой коробочке оранжевого цвета можно подобрать пару среди коробочек красного цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным; ребенку предъявляются сразу все коробочки и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.
6. Игра «Замочная скважина»
Цель: автоматизация звуков в словах, фразах, развитие зрительного восприятия.
Материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.
Ход игры. Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.
Дополнительно были разработаны такие игры: домино «Одежда», «Птицы», «Инструменты» (см. рисунок 3); «Кого (чего) много?», «Чья тень?», «Слоговое лото», «Варежки и перчатки», «Делал или делала?», пазлы «Многозначные слова» (см. рисунок 4), лото «Подумай, посчитай», лото «Узнай букву, раскрась картинку»,  изготовлен макет «Домик для язычка» (см. рисунок 5).
1. Домино «Одежда», «Птицы», «Инструменты» - традиционная игра, но картинки подобраны так, чтобы можно было не только автоматизировать звук в словах, но и дифференцировать звуки. Например, к домино «Одежда» подобраны такие картинки: носки, шорты, шарф, свитер, штаны, шапка, рубашка.

2. Игра «Кого (чего) много?»
Цель: учить изменять существительные по числам, употреблять существительные в форме родительного падежа, учить согласовывать существительные с числительными, употреблять глаголы в нужном числе,  понимать значения предлогов и наречий, расширять словарный запас, закреплять знание обобщающих понятий, развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Вариант 1. Логопед показывает ребенку большую карту, а ребенок говорит, кто на ней изображен (например, зайцы) или кого много на карте (например, зайцев).
Вариант 2. Перед ребенком несколько больших карт, относящихся к одной  лексической теме. Логопед спрашивает, как назвать все предметы одним словом, затем предлагает спрятать по одному предмету на каждой карте, при этом следует говорить кого (чего) нет (например, нет зайца).
Вариант 3. Показывая ребенку большие или маленькие карточки, логопед каждый раз дает указание о том, где ее нужно положить.
Вариант 4. «Каких предметов нет?» По окончании игры, когда все карты убраны, ребенок должен вспомнить как можно больше предметов, изображенных на картах (например, нет зайцев, лис, волков).
Вариант 5. «Что делают?» Если на большой карте животные изображены по-разному, нужно сказать кто что делает, употребив числительные или наречия (например, две утки слева стоят, а одна плывет).
3. «Слоговое лото»
Цель: упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение поставленных звуков.
Материал: картинки с неровными краями, которые можно собрать как пазл.
Ход игры.
Вариант 1. Ребенка просят сложить фигуру из картинок, ориентируясь, на неровные края, затем нужно придумать, на что похожа собранная фигура.
Вариант 2. Ребенку дается задание правильно назвать картинки и разложить их на две группы: длинные и короткие слова, либо логопед показывает картинку, а ребенок подбирает полоску соответствующей длины.
4. «Варежки и перчатки»
Цель: уточнение схемы тела, автоматизация звуков в словах, развитие ориентировки в двухмерном пространстве,  развивать память, внимание, мелкую моторику.
  Вариант 1. Ребенок должен подобрать пары варежек или перчаток, с учетом правой и левой руки. Затем логопед предлагает украсить варежки картинками. Ребенок может сделать это произвольно, а может по инструкции логопеда: «Варежку, которую надевают на правую руку, укрась лисой, которая смотрит влево» и т.п.
Вариант 2. Ребенок подбирает пары варежек и перчаток, затем логопед предлагает все варежки украсить картинками, в названии которых есть звук С, а все перчатки – картинками,  в названии которых есть звук Ш.
 Вариант 3. В игре используются только маленькие карточки. Логопед предлагает отобрать картинки, на которых изображены животные, птицы и т.д. или же ребенок самостоятельно раскладывает карточки на несколько групп.
5. «Делал или делала?»
Цель: упражнять в употреблении глаголов прошедшего времени женского и мужского рода,  расширять словарный запас, автоматизировать звук Л, учить составлять предложение по картинке, распространять его, составлять сложные предложения с союзом И.
Вариант 1.Логопед называет действия, а ребенок показывает.
Вариант 2.Ребенок самостоятельно отбирает парные карточки и называет только глаголы.
Вариант 3. Ребенок получает одну картинку из пары, составляет предложение (логопед следит, чтобы глагол в предложении был употреблен в прошедшем времени), затем получает вторую карточку и повторяет то же предложение, но так, чтобы оно подходило ко второй картинке.
Вариант 4. Затем логопед предлагает сделать предложение красивее, добавить еще одно слово (распространение предложения), либо составить предложение по двум картинкам одновременно (сложное предложение с союзом И), предварительно ребенку дается образец.
7. Пазлы «Многозначные слова»
Цель: расширять словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать память, внимание
Вариант 1. Логопед показывает карточку и предлагает ребенку догадаться, какое слово подходит для всех картинок. Затем картинки рассматриваются, уточняется значение слова.
Вариант 2. Логопед называет слово, просит ребенко объяснить, что это такое, есть ли еще какой-нибудь предмет, который называется также, затем показывает карточку.
Вариант 3. Если ребенок знаком с карточками, можно предложить ему назвать слова, которые обозначают одновременно несколько предметов (по памяти).

8. Лото «Подумай, посчитай»
Цели: развивать внимание, память, формировать навыки счета, учить находить соответствие между количеством предметов и цифрой, учить определять соседей числа, составлять примеры, формировать понятия «больше», «меньше», развивать пространственные представления (вверху – внизу, справа – слева), развивать мышление (анализ, синтез, классификация), расширять словарный запас.
Вариант 1. Сгруппируй картинки  по темам: «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Транспорт», «Птицы», «Учебные принадлежности», «Посуда», «Животные», «Цветы», «Насекомые», «Животные» «Игрушки».
Вариант 2. Расположи картинки по одной из тем в порядке убывания, возрастания, изображенных на ней предметов.
Вариант 3. «Лото». Найди все картинки, где количество предметов соответствует числу.
Вариант 4. Положи картинку справа, слева, выше, ниже цифры.
Вариант 5. Посчитай, сколько предметов изображено на картинке по образцу: «Одна ложка, две ложки, три ложки…). Найди соответствующую цифру.
Вариант 6. Разложи картинки в ряд так, чтобы на первой был изображен один предмет, на второй – два, на третьей – три и т.д.
Вариант 7. Найди большую карту, если известно, что цифра на ней находится в верхнем правом углу, а ее цвет – красный.
Вариант 8. Найди все карточки, на которых число изображенных предметов больше 9 (или: меньше 3).
Вариант 9. Возьми две карточки с цифрами, которые являются соседями для цифры 7.
Вариант 10. «Четвертый лишний». Например, юла, пирамидка, ложка, матрешка (это игрушки). Или: собака, грузовик, конфеты, огурец (их всех по одному)
9. Лото «Узнай букву, раскрась картинку»
Цель: развивать зрительное восприятие и тонкости анализа.
Материал: карты лото с черно-белым изображением предметов, составленных из геометрических фигур (на кажой фигуре элементы какой-либо буквы) и набор геометрических фигур из разноцветного картона (на каждой фигуре написана буква).
Ход игры. Логопед показывает одну из геометрических фигур и называет написанную на ней букву. Ребенок, которому нужна данная фигура поднимает руку. Выигрывает тот, кто первым «раскрасит» картинку (закроет контуры соответствующими геометрическими фигурами).
10. Макет «Домик для язычка»
Цель: развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
Материал: макет домика, перчатка на руку, плоскостное изображение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [ш], а также изображение сомкнутых губ.
Вариант 1. Взрослый показывает положение языка одновременно рассказывая артикуляционную сказку.
Вариант 2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и дублирует положение языка с помощью макета.

Много игр можно придумать, используя обычные картинки. Их можно выкладывать лесенкой, конструировать различные предметы (паровоз, дома) и т.п. [4]
Для того, чтобы сделать работу с карточками еще интересней, из картона изготовлены дополнительные атрибуты в виде озера (см. рисунок 6), домиков, лепестков (см. рисунок 7), стаканчиков (см. рисунок 8), прямоугольников. Их особенность в том, что они большого размера, и на каждой такой детали особым образом сделаны прорези (в виде одной или нескольких дуг в местах предназначенных для помещения карточки). Таким образом, они подходят для большинства карточек, имеющихся в распоряжении логопеда, а также удобны тем, что предоставляют возможность менять картинки столько раз, сколько потребуется.

 




На этапе автоматизации звуков можно использовать пропевание детских песенок. С этой целью были отобраны и записаны на диск тринадцать песен. Предварительно ребенок разучивает слова песни. Затем на занятии она поется под фонограмму. Дома выполняется аналогичное задание, при условии, что родителям известен мотив песни. Использовать можно также те песни, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Таким образом осуществляется перенос усвоенных навыков в новые условия. Этот прием можно расценивать как одну из форм взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. Недостаток использования детских песенок в работе заключается тем, что большинство текстов содержат звуки [р],  [р’], [л],  [л’], а значит применять их можно только в том случае, когда указанные звуки имеются в речи ребенка.
Описанные игры могут оказать большую помощь при обследовании детей, которые с трудом идут на контакт.
Поскольку среди детей, занимающихся с логопедом в детском саду, не имеющем в своем составе специализированных групп, встречаются дети и с фонетико-фонематическим недоразвитием, то для удобства работы была разработана тетрадь с печатной основой «Учусь не путать звуки». Тетрадь содержит большое количество игровых заданий, направленных на  автоматизацию и дифференциацию различных звуков в словах и фразах. Работать по тетради можно на индивидуальных занятиях, либо использовать ксерокопии в качестве домашнего задания.
Все игры, о которых говорилось выше, а также многие другие используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях в зависимости от поставленной цели. Для каждого занятия игры подбираются таким образом, чтобы они подчинялись либо одной лексической теме, либо общему сюжету. Это придает занятию целостность, завершенность, а также способствует активизации словарного запаса и делает занятие еще более интересным. Объединить несколько игр в один сюжет возможно в том случае, если картинный материал подобран по разным лексическим темам и на разные группы звуков. Именно этот принцип был определяющим при изготовлении большинства дидактических игр.
В последнее время появилось большое количество компьютерных программ по развитию речи, например «Учимся говорить правильно», «Мир звуков», «Игры для тигры». Они не могут заменить традиционных занятий, но могут помочь педагогу разнообразить занятия. Так как программы можно использовать только в качестве дополнения к занятиям, а также с целью соблюдения гигиенических требований при работе на компьютере желательно проводить такие занятия одни раз в неделю преимущественно в вечернее время. Благодаря этому у детей не будет возникать вопросов и просьб поиграть в утренние часы.
Большие возможности по использованию игровых приемов предоставляют фронтальные  занятия, так как на этих занятиях помимо дидактических можно использовать и подвижные игры. Особенно хорошо, если детям знакома игра и они могут произносить речевки самостоятельно. В этом случае логопеду необходимо следить за правильным звукопроизношением. Интересным приемом, позволяющим развивать слуховое внимание, является предъявление заданий в стихотворной форме. Активизации внимания детей также способствует подчинение всех этапов занятия не только одной цели, но и одной сюжетной линии. Несколько необычными являются занятия по подготовке к обучению грамоте в третьем периоде, так как при проведении занятий используются элементы драматизаци.
Нельзя обойти стороной и ведение индивидуальных тетрадей детей. Записи во всех тетрадях начинаются с иллюстраций к артикуляционным упражнениям. Прежде чем дать задание нарисовать (наклеить) картинки, в названии которых есть заданный звук, проводится предварительная работа, так как родители неохотно выполняют такие задания, часто выполняют их вместо детей. Предварительная работа заключается в следующем. Задание нарисовать что-либо первый раз дается ребенку на индивидуальном занятии. Это позволяет оценить, насколько сформированы у ребенка графо-моторные навыки, да и просто понять, любит ли ребенок рисовать или предпочитает избегать сложной для него деятельности. Часто используется прием совместного рисования, когда рисунок создается ребенком и логопедом, обычно в этом случае логопед начинает рисовать, а ребенок дорисовывает детали (яблоки на яблоне), либо рисунок  педагога используется как образец. Только после этого в качестве домашнего задания предлагается нарисовать предмет, как правило, указывается что именно нужно нарисовать (он должен быть прост в изображении). Нередко запись домашнего задания дополняется простыми рисунками или силуэтами предметов, вырезанных из картона, что позволяет превратить отработку речевого материала в игру. Поскольку картинки с изображением предметов, в названии которых есть определенный звук, все-таки нужны, имеется подборка черно-белых сюжетных картинок, насыщенных предметами, с тем или иным звуком в названии, ксерокопии с них вклеиваются ребенку в тетрадь. Таким образом, немало внимания уделяется раскрашиванию. Чуть позже эти картинки можно будет использовать для автоматизации звуков в связной речи. Для экономии времени на записи используются карточки со словами, стихами к пальчиковым играм, текстами для пересказа и даже схемами для конструирования (например, из спичек), которые вкладываются в тетрадь. Но это возможно только в тех случаях, когда домашние задания выполняются систематически. Помимо этого каждая тетрадь снабжена системой условных обозначений, для обеспечения заочной формы общения с родителями.


ГЛАВА 3. Взаимодействие с родителями и педагогами как необходимое условие широкого применения речевых игр

В ходе коррекционно-педагогической работы логопед стремиться вовлечь как можно большее количество людей в этот сложный и трудоемкий процесс (родителей, сотрудников дошкольного учреждения). От того насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят дальнейшие успехи ребенка. Поэтому помимо информирования родителей и педагогов об уровне речевого развития детей, сбора анамнеза следует не только рассказать о причинах и основных этапах работы по коррекции речевых нарушений, но и помочь им активно участвовать в этом процессе.
В работе с родителями и педагогами преимущественно используются традиционные формы работы: родительские собрания, анкетирование, информационные стенды, консультации, открытые занятия, но особенность их состоит в том, что все они носят практическую направленность.
Анкетирование родителей проводится, с целью сбора анамнеза, а также для выявления родителей, имеющих активную позицию в воспитании ребенка. Логопед таким образом намечает себе кого из родителей следует постараться  убедить в необходимости больше внимания уделять ребенку. Многие логопеды предлагают анкеты родителям по окончании работы с ребенком. Анкетирование - быстрый и удобный способ получения необходимой информации, который помогает планировать дальнейшее направление работы.
Помимо теоретических сведений родителям и педагогам сообщаются конкретные приемы работы, а также обязательно приводятся примеры игр для закрепления того или иного навыка.
В первые же дни после начала коррекционной работы родителям в ходе семинара-практикума или на индивидуальной консультации даются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Записи домашних заданий обязательно дополняются игровыми заданиями, направленными не только на закрепление приобретенных навыков, но и на развитие различных психических функций.
В дальнейшем все очные и заочные консультации, размещаемые на информационных стендах, красочно оформляются и обязательно содержат примеры игр, позволяющих родителям применить полученные знания на практике. Одно из требований к информационным стендам, которое неукоснительно соблюдается, - это актуальность, содержащегося в них материала  на данном этапе коррекционной работы.
Для большей наглядности можно оформить выставку «Игры и пособия своими руками». Благодаря такой выставке родители узнают, какие игры используются в работе с детьми. Во время посещения выставки родителями следует обратить их внимание на то, что многие игры просты в изготовлении, а значит, их можно сделать вместе с ребенком, что в свою очередь поможет организовать деятельность ребенка дома.
Всем педагогам и родителям предоставляется возможность посещать фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия логопеда. В конце года проводится заключительное праздничное занятия с участием не только детей, прошедших курс обучения, но и их родителей. Праздник проходит очень весело, оставляет много приятных впечатлений родителям и детям.
В предыдущих главах говорилось о том, что значение игры в дошкольном возрасте трудно переоценить. К сожалению, воспитатели особенно старших и подготовительных групп часто не уделяют должного внимания развитию игровой деятельности. [1] В то же время материально-методическая база детского сада ограничивает педагогов в выборе методической литературы и приобретении дидактического материала. Решением этой проблемы может быть создание игротеки (в данном случае речь идет об играх, служащих развитию различных сторон речи, а также высших психических функций). Игротека речевых игр представляет собой набор карточек с описанием целей и хода игры, которая изготавливается логопедом и отдается в пользование педагогам. Оформление каждой игры на отдельной карточке удобно тем, что при таком подходе нет игр-близнецов, можно очень быстро найти нужную, кроме того, педагог сможет шире использовать игры, содержащие стихотворные тексты, так как карточка выступает в роли памятки.
Еще один вариант по «внедрению» речевых игр в жизнь группы - это коррекционный уголок.[17] Коррекционный уголок содержит набор дидактических игр, направленных на развитие всех сторон речи, особое внимание должно быть уделено играм для автоматизации поставленных звуков. Оформить такой уголок можно силами родителей и педагогов. Благодаря такому уголку в группе появляется специально отведенное место для индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателя с детьми в вечерние часы, а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий. Если же таковых пособий пока немного, то логопед может предоставлять свои игры во временное пользование. Таким образом решается проблема нежелания воспитателей заниматься с детьми в вечернее время.
Одной из форм взаимодействия педагогов могут быть интегрированные занятия, благодаря которым также достигаются более высокие результаты в коррекции речевых нарушений. В качестве примера может быть рассмотрено занятие, проведенное совместно логопедом с инструктором по физической культуре.  Данная форма взаимодействия послужила достижению следующих целей.  С одной стороны, в рамках занятия обобщались знания детей по лексической теме «Птицы», особое внимание было уделено правильному произношению поставленных звуков в стихотворных текстах, подобранных с учетом речевых возможностей. С другой стороны, это прекрасная возможность наглядно продемонстрировать специалистам ДОУ, как органично можно включить упражнения на ориентировку в пространстве, развитие дыхания, мелкой моторики и закрепление навыков правильного произношения в одно занятие по физической культуре, подчинив одной сюжетной линии. Ведь все мы прекрасно знаем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Что касается консультаций, то наряду с традиционными могут применяться и заочные: обобщенный материал из разных источников по одной теме. Хорощо, если имеются дополнения в виде рисунков, схем и таблиц. Это удобно, когда возникает конкретная проблема, требующая решения, но интересна в данное время только педагогам, работающим на одной из групп.
О необходимости и успешности всех описанных форм, приемов и методов работы свидетельствуют детские рисунки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр, наглядного материала, информационных стендов и многое другое, что так необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. Но, имея такой багаж  пособий можно без труда спланировать столько индивидуальных и подгрупповых занятий, сколько требуется. Во второй главе было описано, как логопед может использовать обычные дидактические игры для решения задач по коррекции фонетической стороны речи на всех этапах работы. Воспитатели с удовольствием используют материалы, предоставляемые им даже на временное пользование. А как приятно слышать просьбы детей: «Возьмите меня на занятие!», и в последствии их чистую речь.
Проанализировав состояние проблемы в научной литературе, были разработаны методические рекомендации, которые помогут педагогическим коллективам дошкольных учреждений и родителям детей с речевыми нарушениями повысить уровень речевого и психического развития старших дошкольников. На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:
1.В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим).
2.Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.
3.При изготовлении игр отдавать предпочтение многофункциональным, позволяющим решать разнообразные задачи.
4.Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитанию таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.
5.Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.
Обобщив имеющийся опыт по использованию игр и игровых приемов в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения, были решены поставленные задачи. Все описанные игры и приемы приведены с учетом этапов коррекционной работы. Приводятся различные формы взаимодействия с педагогами и родителями по ознакомлению их с речевыми играми. Таким образом, выстраивается система работы, затрагивающая различные направления работы логопеда в дошкольном учреждении: организационно-методическое, диагностическое, коррекционно-педагогическое, консультационное, профилактическое.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2005. – 96с.
  3. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.
  4. Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, «006, № 5. - С. 43 - 46.
  5. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед, 2006, № 1. - С. 65 - 74.
  6. Борисова Е.А. «Четвертый лишний» не бывает лишним // Логопед, 2006, № 3. - С. 68 - 70.
  7. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2. - С. 69 - 71.
  8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.- 272с.
  9. Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед, 2004, № 3. - С.84 - 86.
  10. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук // Логопед, 2005, № 6. - С. 58 - 60.
  11. Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2. - С. 74 - 75.
  12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981. – 112с.
  13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ: преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург. 2004.
  14. Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика, 2008, № 2. – С.19 – 26.
  15. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004. - 112с.
  16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004.
  17. Козина И.В., Кулакова Т.В. Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды // Логопед, 2006, №2. - С. 62 - 68.
  18. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед, 2004, № 6. - С. 89 - 92.
  19. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
  20. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007. - 128с.
  21. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2008, № 2. - С. 74 - 77.
  22. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
  23. Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте // Логопед, 2004, № 5. - С. 64 - 67.
  24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
  25. Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2004, № 5. - С. 58 - 64.
  26. Лопухина И.Г. Логопедия. Звуки, буквы и слова, СПб, 2001.
  27. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. - 159с.
  28. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, 2003.
  29. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Логопед, 2006, № 3. - С. 44 - 50.
  30. Печинина С.И. Универсальная игра «Познавай-ка» // Логопед, 2007, № 4. - С. 90 - 92.
  31. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб, 2004.
  32. Подобед С.О. Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопед, 2004, № 5. - 67 - 71.
  33. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.
  34. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. - СПб, 2006. - 256с.
  35. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996. – 192 с.
  36. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры - сказки // Логопед, 2008, № 2. - С. 66 - 73.
  37. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. - С. 49 - 62.
  38. Романова Н.С. Пособия по развитию речи // Логопед, 2008, № 2. - С. 62 - 65.
  39. Савчук О.В. Непокорный звук [л] //Логопед, 2006, № 2. - С. 72 - 76.
  40. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983. – 111с.
  41. Самойлова И.М. Пособия по развитию речи // Логопед, 2006, № 6. - С. 59 - 63.
  42. Самусикова Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям //Логопед, 2004, № 2. - С. 65 - 69.
  43. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук – М., 2002. –М., 2002.
  44. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2001.
  45. Сергеева Т.В. Игровые рифмовки //Логопед, 2006, № 1. - С. 61 - 64.
  46. Словарь-справочник по педагогике /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – 448с.
  47. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М., 203. - 272с.
  48. Скворцова И.В. Логопедические игры + CD. Для детей 4 – 6 лет. – М., 2007. – 208с.
  49. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М., 2003.
  50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1997.
  51. Харебашвили Ю.А., Пичугина Г.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР // Логопед, 2006, № 3. - С.64 - 67.
  52. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008. – 186 с.
  53. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2006, № 5. - С. 41 - 42.
  54. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. - С. 61 - 63.
  55. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. – 64с.
  56. Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед. 2005, № 6. - С. 51 - 58.
  57. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5. - С. 96 - 99.

Комментариев нет:

Отправить комментарий