В настоящее время большая часть детей, имеющих речевые нарушения, получают коррекционную помощь на логопунктах при ДОУ. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, как налажено взаимодействие между разными специалистами и родителями. На практике логопеды часто сталкиваются с нежеланием воспитателей дополнительно заниматься с детьми, посещающими логопедические занятия. Одной из причин может быть недостаточная оснащенность группы пособиями по развитию речи детей. Попытаться разрешить эту проблему можно путем создания коррекционных (речевых) уголков в группах, дети которых нуждаются в логопедической помощи. Естественно, что наполняемость такого уголка определяется речевым профилем группы и согласуется с учителем-логопедом.
Речевой уголок в массовой группе должен содержать игры и пособия, направленные на развитие сильной воздушной струи, артикуляционной и мелкой моторики, на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, на развитие фонематического слуха, а также на закрепление лексико-грамматических представлений. Обязательно наличие зеркала и пособий, которые могут быть использованы детьми самостоятельно (например, волчки, султанчики). Приветствуется наличие картотек (например, подборка пальчиковых игр, дыхательных упражнений и др.).
Предложенные ниже рекомендации помогут в создании компактного и мобильного уголка при минимальных денежных затратах. В приложении к этой статье содержится пример наполнения такого уголка.
Основа уголка – предметные картинки на разные звуки, с учетом позиции звука в слове. Эти картинки могут быть использованы для проведения большого числа речевых игр и упражнений (например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Кто в домике живет?», «Придумай загадку», «Найди по описанию»). Борисова Е.А. приводит примеры таких игр в статье: «Картинки старые? Нет, новые!» в журнале «Логопед» (2006, №5).
К изготовлению пособий можно привлечь родителей и детей («Волшебный мешочек», «Бабочка полетела»). Любое лото будет хорошим подспорьем в работе по расширению словарного запаса. В интернете представлено большое количество картотек игр и упражнений, как в цветном, так и черно-белом варианте. Отдельные игры могут быть предоставлены логопедом во временное пользование. Многие издательства выпускают книги, которые предназначены для занятий с детьми и содержат упражнения для развития всех сторон речи (Светлова И. «Домашний логопед», Косинова Е.М. «Азбука правильного произношения», Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия» и др.)
Приложение
Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе
Разделы | Игры |
Мелкая моторика | Мозаика Шнуровка Рисуем по клеточкам |
Дыхание | Игра «Бабочки полетели» Игра «Подуй на птичку» |
Фонематический слух | Игра «Шумящие коробочки» Игра «Телеграмма» |
Звуковой анализ и синтез (грамота) | Игра «Цепочка слов» Игра «Звонкий - глухой» Игра «Схемы и слова» |
Звукопроизношение | Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика) Лото-мозаика Скороговорки |
Лексика | Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ) «Тематическое лото» Игра «Знаю все профессии» Игра «Семья» Игра «Назови одним словом» Игра «Расскажи про свой город» |
Слоговая структура | Игра «Длинные и короткие слова» |
Грамматический строй речи | Игра «Назови ласково» Игра «Один -много» Лото «Маленькие слова» |
Связная речь | Игра «Что сначала, что потом» Игра «Придумай продолжение истории» Игра «Что перепутал художник?» Игра «Звук, свет, вода» |
Высшие психические функции | Игра «Найди отличия» (внимание) Игра «Узнай, что это?» (восприятие) Игра «Чей силуэт?» Игра «Предметы и контуры» Игра «Путаница» Игра «Крылья, лапы и хвосты» Игра «Четвертый лишний» |
Дополнительно:
1. Картотеки:
· дыхательных упражнений;
· пальчиковых игр;
· упражнений по развитию фонематического восприятия;
· загадок.
2. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.
Список литературы
1. Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, 2006, № 5. - С. 43 - 46.
2. Козина И.В., Кулакова Т.В. Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды // Логопед, 2006, № 2. – С. 62 – 68.
Комментариев нет:
Отправить комментарий