Поиск по этому блогу

20 августа 2011

Дыхательная гимнастика

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правиль­ной работе всех органов, при­нимающих участие в речевом акте. Важной частью речи яв­ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппа­рат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воз­духа.
Физиологическое, или жиз­ненное, дыхание складывает­ся из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно при­звано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голо­сового звучания на равномер­ном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это уп­равляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длин­ный. Поэтому количество вы­дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыха­ние считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заме­тен для окружающих.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полос­ти часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правиль­ного речевого дыхания, меня­ют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуля­ции.
Правильное носовое дыха­ние способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятству­ет разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлажде­ния.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное рече­вое дыхание — основа для нормального звукопроизноше­ния, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воз­душной струи.
Выполнение дыхательных упражений может преследовать разные цели, а именно:
· развитие физиологического дыхания и формирование воздушной струи;
· дифференциация носового и ротового дыхания;
· развитие силы диафрагмального выдоха, закрепление диафрагмального типа дыхания;
· развитие речевого дыхания.
Все игровые упражнения служат предупреждению простудных заболеваний.
Примеры игр можно найти в приложении.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требова­ния:
— выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;
— проводить упражнения в хорошо проветренном помеще­нии или при открытой фор­точке;
—  заниматься до еды;
—  заниматься в свободной, не стесняющей движения одеж­де;
—  дозировать количество и темп проведения упражнений;
—  вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
— вдыхать легко и корот­ко, а выдыхать длительно и экономно;
— в процессе речевого ды­хания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при вы­дохе;
— после выдоха перед но­вым вдохом сделать останов­ку на 2—3 с.

Список литературы

1.   Зубко И.Л., Никитина Е.М. О правильном дыхании // Логопед, 2007, № 4. – С.114 – 119.
2.   Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.
3.   Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду // Логопед, 2008, №3. – С.116 – 119.
4.   Печинина С.И. Играя, лечим! // Логопед, 2007, № 4. – С.93 – 94.
5.   Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб, 2004.
6.   Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
7. Соломатина Г.Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами неба // Логопед, 2004, № 1. – С. 17 – 25.


Приложение
Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

 «Кораблик» (чередование силь­ного и длительного плавного выдоха).
Потребуются таз с водой и бумаж­ные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складыва­ются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубоч­кой, но не надувая щек.

«Горох против орехов» (чере­дование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для кок­тейля. Выигрывает тот, кто бы­стрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

«Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавно го и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумаж­ный язычок.

«Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).
Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в от­верстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

«Дятел»
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый
                           звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые ча­сти носа) от кончика к пере­носице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).

«Василек»
Распустился наш цветок —
Ярко-синий василек.
Ну пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

«Бычок»
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком
                        бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Дифференциация носового и ротового дыхания

«Вдох-выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения): Дышим глубже, а потом Шаг на месте не спеша. Как? Покажем малышам.

«Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
(руки положить на грудь и подуть на них).

Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания

«Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо
(дуть, махи руками в лицо, сильная струя) —
Закачалось деревцо
(наклоны туловища вправо, влево).
Ветер тише, тише, тише
(дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) —
 Деревцо все выше, выше
(потянуться, руки вверх).

«Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние
(руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели.
Дунул ветерок
(подуть на листочки),
И мы полетели
(легкие взмахи руками),
Мы летели, мы летели
(медленно приседать)
И на землю тихо сели
(присесть).
Развитие речевого дыхания

«Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепо­том: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит
(присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
(встать, потирая руки),
Надо лапочки погреть
(подуть на них).
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать
(поскакать).

«Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу
(плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу
(ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).

Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой
(адаптированные для детей дошкольного возраста)

«Малый маятник»
Стоя, руки опущены, кивать головой вперед-назад, вдох-вдох. Движения и вдохи идут одновре­менно, вдохи шумные и корот­кие. Выдох произвольный.
Тик-так, тик-так,
Я умею делать так:
Вперед — тик,
Назад — так.
Тик-так, тик-так.

«Кошка»
Ноги на ширине плеч. Движе­ния напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно повора­чиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный.
Топ-топ-топ —
Вот крадется черный кот.


Комментариев нет:

Отправить комментарий