Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания. Голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Формирование правильного произношения идет одновременно с работой по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.
В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.
Первая младшая группа
1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
3.Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа
1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.
2.Развивать слуховое внимание, речевой слух. Речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3.Выработывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа
1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренирую его основные движения во время артикуляционной гимнастики.
2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.
3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4.вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа
1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.
2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.
3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа
1.Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2.Развивать звуковой анализ слов.
3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то с целью реализации перечисленных задач, необходимо подобрать игры. В подборе игр воспитателям могут помочь такие пособия, как «Воспитание правильного произношения» М.Ф. Фомичевой, «Придумай слово» О.С.Ушаковой, «Речевые игры» В.И. Селиверстова, «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко и др.
Далее приводятся примеры некоторых игр.
Первая младшая группа
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию тамбурина.
Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином (бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п).
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой", но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...»—дует ребенок. (При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту.)
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит:
«Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у, а дети подражают ветру.
Вторая младшая группа
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит:
«Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Игра «Кто умеет улыбаться?»
Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.
Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети». Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? («Да».) Вы рады ему?» («Рады».)
Воспитатель показывает Петрушку' и просит: «Улыбнитесь ему». Дети улыбаются. Затем он прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубы, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку».
Игра «Угадай, кто сказал»
Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.
Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.
Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
Средняя группа
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель. Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху.
Воспитатель показывает картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорит: «Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показывает.) А теперь слижите варенье вы».
Методические указания. Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать внутрь рта. При повторении упражнения надо следить, чтобы дети не «подсаживали» язык нижними зубами: работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.
Упражнение «Забьем гвоздь молотком»
Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука д, учить различать на слух звуки т и д.
Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук д. Воспитатель проводит упражнение по подгруппам и следит, чтобы дети произносили звук д звонко, но не кричали. Потом он спрашивает: «Помните, как стучали колеса вагона? («Т-т-т».) Правильно, они стучали тихо: «т-т-т». А как молоток стучит о шляпку гвоздя? («Громко».) Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: «д-д-д». Что делает кончик языка, когда мы говорим д?..» («Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами».)
Игра «Чудесная коробочка»
Цель. Добиваться правильного произношения звука с’ в словах.
Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано».
Игра «Угадай, как надо делать»
Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.
Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.
Старшая группа
Игра «Телефон»
Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетанием jо.
Дети садятся на стулья, которые ставят в один ряд. Воспитатель говорит шепотом первому ребенку слово, а тот передает его дальше. Слова должны передаваться шепотом, но без искажения. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда дети передадут последнее слово, можно попросить их составить маленькие предложения по картинкам, которые подобрал воспитатель.
Игра «Лес шумит»
Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.
Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»
Подготовительная к школе группа
Игра «Найди место своей картинке»
Цель. Научить детей различать звуки т — т’ в словах.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, в названиях которых имеется звук т (твердый или мягкий), например: тапочки, тыква, танк, автомат, боты, бант, батон, телефон, теленок, ботинки, аптека, тюлень и др.
Педагог раздает картинки. Дети по очереди выходят к его столу, показывают и называют свою картинку и кладут в кармашек под картинку-символ — «Вагон» или «Птичка».
Список литературы
1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., 2005.-224с.
2. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
3. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок. Развитие целенаправленного выдоха. – М., 1999.
4. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Первые шаги в страну звуков и букв. Произнесение отдельных звуков. – М., 1999.
5. Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М., 2011. – 28с.
6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. - 159с.
7. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторику, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб, 2009. – 92с.
8. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1996. - 192с.
9. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.
10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. - 344с.
11. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М, 2005.
12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М., 1997.
13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988. - 64с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий