Поиск по этому блогу

25 августа 2011

Расширение словарного запаса дошкольников. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром


   На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами, в течение дошколь­ного детства осознание смысловой стороны слова проходит длительный путь развития. В процессе понимания ребенком речевого сообщения окружающих исследователи выделяют две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), вто­рая характеризуется включением его языкового опыта в про­цесс общения.

Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство разви­тием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта де­тей». Большое значение придавала М.М. Конина усвоению ре­бенком смысла слова, который иногда он объясняет с точки зрения детской логики. Поэтому она считала необходимым работать над уточнением словаря и отработкой умения упо­треблять слова в соответствии со смыслом. Для этого детям за­давались вопросы: «А как еще можно сказать? Как назвать правильно?» Углубленная словарная работа привела к тому, что повысилось качество детских рассказов, причем это отно­силось и к описательным и сюжетным рассказам.
Необходимо ознакомление ребенка со словом в разных видах деятельности, уточнение понимания значения слова детьми разных возрастных групп, освоение обобщающего значения слов, введение слов, обозначающих элементарные понятия. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами развивает точность словоупотребле­ния, оказывает положительное влияние на связность моноло­гической речи. Это связано с тем, что семантика отдельного слова тесно взаимодействует с семантикой всего высказывания (Е.М. Струнина, А.А. Смага).
Становление системы лексических значений слов родного языка происходит постепенно. В младшем дошкольном возра­сте каркас семантических отношений только начинает склады­ваться, формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка. Трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей четвертого года жизни связаны с рядом причин: быстрой утомляемостью детей, несо­ответствием овладения фонетическим и содержательным пла­ном слов, а также неспособностью к вычленению существен­ных признаков слова.
У младших дошкольников можно сформировать понимание и использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических отношений на основе специальной работы, на­правленной на осознание детьми места слова в лексической си­стеме родного языка. Для этого необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название; рас­крыть разнообразие способов объединения слов в зависимости от семантического признака; развить стратегию ассоциирова­ния, вводя новые лексические единицы в лексико-семантическую систему в определенных коммуникативных ситуациях, учитывая при этом индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Такая работа оказывает влияние на процесс становления связной речи. Формирование сознательного отно­шения к содержательной стороне лексических единиц и умения использовать их в речевой деятельности (адекватный отбор точных и выразительных средств) подводит ребенка к овладе­нию значением слова на уровне смысла.
Знакомя детей с новой лексикой, воспитатель учит группи­ровать слова, строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий коммуникативной ситуации. Сначала дети в условиях широкого использования наглядности учатся подбирать слова, обозначающие предметы, их действия и каче­ства. С целью обогащения адъективного слоя лексики у детей нужно активизировать понимание и употребление семантичес­ких шкал: много — мало, большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, быстрый — медленный, разный — одинаковый. Детей надо знакомить и с промежуточ­ным понятием — словом средний. Одновременно им нужно показывать, как словообразовательные единицы меняют основ­ное значение слова, носителем которого является корневая сис­тема (медведь — медвежонок — медведище). Дети должны учиться понимать значение слов с суффиксами, образующими названия детенышей животных (заяц — зайчонок, корова — теленок), при­ставок, образующих различные оттенки значения глаголов (шел — пришел, ушел — вышел). Нужно знакомить детей и с разны­ми формами образования глаголов от звукоподражаний (мяу — мяукать, ква — квакать, кря — крякать) (А.И. Лаврентьева).
Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется познавательный интерес к содержательной сторо­не слова, вырабатывается способность ориентироваться на коммуникативные условия при использовании семантических средств в речевой деятельности.
Необходимо отметить, что основное внимание теория и практика уделяли в основном количественной стороне этого процесса — расширению объема словаря, увеличению словар­ного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окру­жающим, расширению ориентировки в нем. Не преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь обо­гащения словаря и ознакомления с окружающим, важно раз­граничить:
а) развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие формирования новых знаний и представлений;
б) ознакомление с окружающим как возмож­ное условие обогащения словаря.
Формируя у ре­бенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы подводим его и к пониманию того, что одним словом мо­гут называться разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимия), что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы). Наряду со смысловой стороной слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что позволяет сочетать овладение семантикой слова с развитием связной речи. Сюда же входит и совершенствова­ние одного из важнейших свойств речи — точности словоупо­требления, выбора слова, адекватно обозначающего предмет, действие, качество. Отсюда и вытекает задача — развитие уме­ний точно употреблять слово в зависимости от замысла, кон­текста или речевой ситуации.
Одной из внешних характеристик связной речи является глад­кость, плавность изложения, отсутствие прерывистости, повто­рений, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова прерывистости и повторений будет меньше или совсем не будет. Если же это умение не сформировано, в речи обязательно будут запинки, повторения, паузы.
Итак, в словарной работе на первое место выдвигается по­ложение о том, что слово является важнейшей единицей язы­ка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка является не­обходимым условием освоения его грамматического строя, раз­вития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы языка являет­ся его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его исполь­зования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и слово­сочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети ус­ваивают при ознакомлении с окружающей их действительнос­тью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в ко­личественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребле­ния синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его упо­треблению связано с его смыслом, а в процессе работы над сло­вом устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка свя­заны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим по­лем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в семанти­ческое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя зеленая — пушис­тая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семан­тическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубаш­ка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т. п.
Важными задачами словарной работы являются обогаще­ние, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).
Работа над антонимами (словами с противоположным зна­чением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, пого­ворках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противопо­ложного значения, дети глубже осознают многозначность сло­ва (старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная).
Таким образом, тематическое планирование позволяет проработать максимальное количество лексических единиц, в то же время помогает значительно расширить представления ребенка об окружающем мире. Поскольку личность ребенка формируется в процессе ежедневного общения со взрослыми, большое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Эти игры способствуют подготовке ребенка к жизни в социуме, а общение в ходе таких игр – это обширная речевая практика, которая позволяет активизировать словарный запас ребенка, закрепить приобретенные на занятиях навыки словоупотребления и словоизменения, что в свою очередь положительно повлияет на развитие связной речи детей и их творческих способностей.

Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400с.
2.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000. – 96с.
3.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 288с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий